Отал или Дагаз? Чем закрывать будем?

Отал или дагаз | runemagic.ru рунолог, гадание на рунах, рунические амулеты.

Отал или Дагаз

Каждый человек, изучающий и работающий со Старшим Футарком (СФ) так или иначе слышал про «сложную, уникальную и гармоничную структуру» этого рунического строя.

Процитируем Е.А. Гуревич.

«В то время как отдельные руны имеют прототипы в письменности других народов, рунический ряд в целом совершенно уникален. Необычность заключается не только в ни с чем не сопоставимом расположении знаков в алфавите, но и в его способности функционировать в качестве самостоятельного образования — футарка. Факт наличия таких надписей нелегко объяснить. Попытка «реалистов» истолковать их как «наглядные пособия», изготовленные в целях обучения рунному искусству, плохо согласуется с характером предметов, на которые они наносились: это — погребальные (в том числе внутримогильные) камни и амулеты-брактеаты. Сторонники «магической теории», видят в практике изображения рунического ряда мобилизацию всех сверхъестественных сил, приписываемых отдельным рунам, что, однако, не проливает свет на не имеющее аналогий расположение самих этих знаков в ряду. Наиболее убедительное объяснение устройства рунического ряда – гипотеза Й. Йенсена, показавшего, что расположение рун в футарке подчинено определенному лингвистическому замыслу.

По наблюдениям Йенсена, расположение гласных и согласных в руническом ряду следует числовым закономерностям: в каждой из «семей» СФ содержится по 2 гласные и по 6 согласных букв. Число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей» возрастает в прогрессии 1 —2—4 и соответственно убывает число согласных, стоящих после последних гласных в «семьях» (4—2—0).

(Сразу скажем, что данные закономерности наблюдаются только на руническом строе СФ Кюльверского рунического камня (КРК)).

Кроме того, Йенсен обратил внимание на то, что и качественный состав «семей» футарка подчинен определенным закономерностям: так, в каждой из них оказывается по одной лабиальной согласной (f;p;b) и по паре шумных, противопоставленных по глухости/звонкости(k-g; s-z; t-d). Вскрытое Йенсеном сложное и продуманное устройство рунического ряда по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита. Неведомый изобретатель футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка, что было в равной мере свойственно как мастеру рунического письма, так и древнескандинавскому поэту-скальду».

И каждый, кто изучает и работает с СФ знает, что что существуют разные варианты окончания СФ: на руну Отал или на руну Дагаз.

Встречаются одинаково интересные и аргументированные мнения в пользу и той и другой версии, но все они обладают одним существенным недостатком – они крайне субъективны и являются всего лишь частным мнением.

В данной статье мне бы хотелось максимально отстраниться от личных мнений (в том числе и своего), эзотерики и сделать попытку понять, чем обусловлено наличие двух вариантов, причины возникновения этих двух вариантов и их функционал.

Для начала рассмотрим исторические примеры полной записи всех 24 рун СФ.

Обратимся к книге Э.А. Макаева «Язык древнейших рунических надписей» (1965 г.), в которой он приводит следующие примеры:

1. Каменная Колонна из Брезы (Сараево, Босния и Герцеговина, первая половина 6 века н.э.)

Каменная колонна из Брезы

2. Фибула из Шарней (Бургундия, Франция, конец 6 века н.э.)

Фибула из Шарней

3. Рунический камень из Кюльвера (Готланд, Швеция, 6 века н.э.)

Рунический камень из Кюльвера

И два брактеата:

4. Брактеат Грумпан (Швеция, середина 6 века н.э.)

Брактеат Грумпан

5. Брактеат из Вадстены (Швеция, середина 6 в) – который по данным английской Википедии украден в 1938 году, да так и не найден

Брактеат из Вадстены

Леонид Кораблев в своей книге «Руническая азбука» (2016 г.) добавляет ещё два примера:

6. Фибула из римского Аквинтума (Будапешт, Венгрия, конец 5 века н.э.)

Фибула из римского Аквинтума

Скриншот из книги «Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions»

Tineke Looijenga, 2003 год.

7. Брошь из Бехте (Нижняя Саксония, Германия, 6 век)

Брошь из Бехте

Скриншот из книги «Texts and Contexts of the Oldest Runic Inscriptions»

Tineke Looijenga, 2003 год.

Как видим, из корпуса в 200 рунических надписей выполненных СФ (Е.А. Гуревич – Словарь средневековой культуры 2003 г.) лишь 3 надписи имеют примеры записи всего СФ.

Для удобства я свел их в таблицу:

Таблица 1

Примечания:

1. На брактеате Вадстена руна Дагаз в конце закрыта петлей.
2. На амулете Грумпан отсутствуют пятнадцатая и шестнадцатая руны (Альгиз и Соуло).

Отметим, что в настоящее время отсутствуют исторические примеры записи СФ в виде [f] u þ a r k g [w] h n i j ï p z s t b e m l ŋ d o, то есть запись СФ, в которой за руной Эйваз следует руна Перт, а за руной Дагаз следует Отал.
Отсутствуют данные, как могла быть закончена колонна из Бреза, фибула из Шарней, брошь из Бехте и фибула из Аквинкума.

Как видим, условиям полной записи всех 24 рун СФ отвечает лишь 3 предмета: КРК и брактеаты. В случае брактеатов, СФ заканчивается на Дагаз, а в случае КРК – на Отал. Но сразу следует обратить внимание на то, что в случае КРК, помимо окончания СФ на Отал, есть ещё одно изменение – руна Перт стоит впереди руны Эйваз. В случаях 2, 3, 4 и 5 этого не наблюдается.

Все те свойства, на которые указывает Йенсен, такие, как число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей», возрастает в прогрессии 1 —2—4, и, соответственно, убывает число согласных, стоящих после последних гласных в «семьях» (4—2—0), справедливы только для КРК, у которого руна Перт стоит перед Эйваз, а руна Дагаз перед Отал.

КРК имеет важную особенность, отличающую его от других камней – его руническая надпись находилась с внутренней стороны гробницы.
Процитируем статью Антона Платова «Северные обряды на погребениях по данным рунических надписей».

«…Килверский камень, знаменитый тем, что содержит самый архаичный из известных нам перечней рун Футарка. Камень, представляющий собой мощную песчаниковую плиту, запечатывал один из могильников острова Готланд. Могильник был вскрыт в самом начале XX века, и только тогда и обнаружилась руническая надпись на нем.
Дело в том, что надпись выполнена на скрытой, обращенной вовнутрь погребения, стороне камня. В свое время это послужило весомым аргументом против распространенного некогда мнения, что подобные «перечни рун» представляют собой̆ своего рода «азбуку» для изучения рун и не имеют сакрального смысла. В данном случае очевидно, что это не так: в захоронении не было никого живого, кто мог бы поучиться письму таким способом.
Но сейчас нас интересует другое; живых в могиле действительно не было, но погребальные курганы на Севере считались входами в Иноӗ мир, в мир мертвых. Именно к ним (или – к тому, кто погребен конкретно здесь) и обращена надпись».

А вот мнение шведского языковеда С. Агрелла:
«…именно функциональное предназначение древнейшего памятника такого рода, камня из Кюльвера, могло обусловить определенные видоизменения алфавита». Эдмунд Вебер. Руническое искусство. 2002 г.

Немного про значения рун. Обратимся к англосаксонской рунической поэме (конец Х века).

Эйваз значения

Перто значения

Отал значения

Дагаз значения

Не вынося никаких оценочных суждений мы лишь отмечаем:
1) руны Эйваз и Перт и руны Отал и Дагаз могут меняться местами, но всегда идут парой.
2) Эйваз – радость вотчины. Отал – вотчина.
3) Перт – игра и смех. Дагаз – счастье и надежда.
Исходя из вышесказанного. Можно сделать осторожное предположение, что запись СФ в виде:

[f] u þ a r k g [w] h n i j ï p z s t b e m l ŋ o d , сделанная на брактеатах Вадстена и Грумпан предназначалась для живых.

Запись СФ в виде:
[f] u þ a r k g [w] h n i j p ï z s t b e m l ŋ d o, сделанная на КРК, предназначалась для неживых.

Хотелось бы рассмотреть побольше примеров записи всех 24 рун СФ.

Записи младшего футорка (МФ), в данном случае нам не интересны, поскольку в МФ отсутствуют руны Дагаз и Отал.
Было принято решение просмотреть примеры записи полного англосаксонского рунического строя (АСРС), поскольку он в своей основе имеет СФ.

Существует один пример записи АСРС – запись на скрамасаксе – коротком мече, найденном в Темзе.

Скрамасакс имеет следующую руническую надпись

Скрамасакс из Темзы

f u þ o r c g w h n i j z p x s t b n d l m œ q a y e ƒ a b eƒ a g n o þ
(по книге «Runic Amulets and Magic Objects» Mindy Macleod)

В нашем вопросе это не помогло.

Обратимся к Runica manuscriptica – рукописям, содержащим имена АСРС и скандинавского МФ.

По книге «Notes on the Runic Monuments of Kent» Daniel H. Haigh:

a. MS. at Vienna, Salisb, No. 140.

MS. at Vienna, Salisb, No. 140.

b. MS. at St. Gallen, No. 878

b. MS. at St. Gallen, No. 878

St. Gallen, Stiftsbibliothek / Cod. Sang. 878 – Vademecum of Walahfrid Strabo

с. MS. Cotton., Otho B. 10

с. MS. Cotton., Otho B. 10

d. MS. Cotton., Domitian A. 9

d. MS. Cotton., Domitian A. 9

e. MS. Cotton., Galba A. 2.


MS. Cotton., Galba A. 2.

g. MS., Brussels, No. 155

g. MS., Brussels, No. 155

Таблица 2

Из 6 приведённых АСРС – 4 варианта за Дэг-Этель и 2 за Этель – Дэг.


Отметим, что в 5 случаях из 6: a, b, c, e, g, вне зависимости от комбинации Дэг – Этель, руны Эох (Ив) и Пеорт не меняются местами. Единственное исключение – случай d, в котором перед руной Пеорт находится руна Сигель, и при этом руна Этель стоит перед Дэг. 


К сожалению, у меня нет новых идей, объясняющих причины разных версий записи АСРС, кроме общеизвестных: различие путей передачи традиции и ошибки переписчиков. 


Что касается причин разных версий записи СФ приведём мнение Эдмунда Вебера:


«К сожалению, как уже упоминалось, памятники с южногерманским футарком не полны, так что не позволяют установить, заканчивается ли футарк на d о или на о d. Если все-таки некоторые исследователи решались принять d о, это происходило потому, что тогда ряд начинался бы руной, обозначающей движимое имущество, и заканчивался бы руной для обозначения недвижимости. В том случае, если новая находка не подкрепит одну их этих версий, решение за или против должно оставаться не принятым.»
«Памятники, содержащие футарк, хотя и позволяют понять значительную общность традиций, но наряду с этим обнаруживают, кроме указанных пробелов и повреждений, некоторые расхождения в формах и последовательности отдельных букв. Эти расхождения могли быть обусловлены племенными различиями или стремлением резчика к более легкому изготовлению рунических надписей путем упрощения трудных знаков».
Эдмунд Вебер. Руническое искусство. 2002 г.


И добавим к нему уже сформулированную выше идею о том, что запись СФ в виде:


[f] u þ a r k g [w] h n i j ï p z s t b e m l ŋ o d

сделанная на брактеатах Вадстена и Грумпан предназначалась для живых.


Запись СФ в виде:
[f] u þ a r k g [w] h n i j p ï z s t b e m l ŋ d o

сделанная на КРК, предназначалась для неживых.


При этом записей СФ в виде:
[f] u þ a r k g [w] h n i j ï p z s t b e m l ŋ d o

не зафиксировано.


Так ли это, или нет, смогут подтвердить лишь новые археологические находки.



Подробнее – в моём онлайн курсе «Обучение рунам» вы можете узнать ЗДЕСЬ.


Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *