Далекарлийские руны – последнее руническое письмо
Надпись далекарлийскими рунами, сделанная в 1635 на стене фермы. Мора. Муниципалитет Мора. Провинция Даларна. Швеция.
Последний оплот
Далекарлийские руны, или дальруны, были самой поздней версией рунической письменности, которые использовалось в шведской провинции Даларна вплоть до начала XX века. Провинция впоследствии была названа «последним оплотом германской письменности».
Когда знаменитый ботаник Карл Линней (тот самый, который создал единую систему классификации растительного и животного мира) посетил коммуну Эльвдален в Даларне в 1734 году, он сделал следующую запись в своем дневнике:
«Крестьяне здесь, помимо использования рунических календарей, до сих пор пишут свои имена и знаки собственности руническими буквами. Это надписи видны на стенах, межевых камнях, чашах и т.д. Такого больше нет где-либо ещё в Швеции».
Далекарлийские руны появились как развитие средневековых рун, которые в свою очередь восходят к Младшему Футорку. В данном руническом алфавите рунических буквы были совмещены с латинскими, и латинские буквы постепенно вытесняли руны. Ещё в конце XVI века далекарлийский алфавит практически полностью состоял из рун, но в последующие века все больше и больше отдельных рун заменялись латинскими символами. На последнем этапе, в XX веке почти каждая руна была заменена на латинскую букву или на специальные версии, гибриды рун и латинских символов.
Хотя использование рун в Даларне является древней традицией, самая старая датированная надпись относится к последним годам XVI века. Это чаша из деревни Осен, в которой говорится: «Андерс сделал (эту) чашу в 1596». В настоящее время учёным известно более 200 далекарлийских рунических надписей, в основном на дереве. Их можно увидеть на мебели, сундуках с приданным, на стенах, чашах, измерительных посохах и т. д. Большинство надписей краткие, но есть и более длинные.
На переломе эпох
Эти руны оставались в ходу вплоть до начала XX века. В настоящее время продолжаются дискуссии о том, было ли использование рун непрерывной традицией с XVI века или же люди в XIX и XX веках узнали про руны из книг и решили возобновить традиции. Эта версия кажется мне крайне сомнительной. Хотя бы по той причине, что именно в этой отдалённое шведской провинции сохранился древний эльвдальский диалект, для транскрибирования которого как раз и были использованы дальские руны.
В следующей таблице, опубликованной в научном периодическом издании Forn vännen в 1906 году, представлена эволюция далекарлийских рун от самых ранних, известных с конца XVI века до версии 1832 года:
Поразительно, что первые исследования по руническому искусству и первые работы по рунологии были опубликованы в XVI веке («Runokenslones lerespon». 1599. Йоханнес Буреус), когда в то же самое время и в той же самой Швеции, хотя и в отдалённых регионах, продолжала жить руническая традиция, сохранялось руническое искусство.
Если вы хотите больше узнать про далекарлийские руны, вы можете прочитать Forn Vännen – шведский журнал, в котором приводится отчёт об этнографической экспедиции Йоханнса Бётиуса в коммуну Эльвдален. В этом отчёте описываются найденные им далекарлийские руны. Текст на шведском языке. Буду благодарен, если кто-то сможет помочь с переводом.