К образу Локи в контексте шутовской культуры

После этого Локи скрылся, приняв образ лосося, в водопаде Франангр. Там боги изловили его. Он был связан при помощи кишок его сына Нарви (убитого богами); а сын его Вали превращён был в волка. Скади взяла ядовитую змею и прикрепила её над головою Локи, так что яд (из змеиной пасти) падал ему на лицо. Сигин, жена Локи, села возле него и подставляла чашу под падавший яд. Когда чаша наполнялась, она выливала её содержимое, и яд в это время падал на Локи. Тогда он бился так сильно, что горы дрожали. И это было названо землетрясением.

Перебранка Локи. Перевод С. Свириденко

Камень Локи — резное изображение связанного бога Локи 8 века н.э. Это одна из двух известных на настоящий момент резных фигур Локи. Мы не знаем ни кто сделал камень, ни как он очутился в церкви Киркби Стефан (Kirkby Stephen), что в графстве Камбрия, Великобритания, но он напоминает нам о вторжениях северян в эти землю в эпоху викингов.

Неизвестно, где камень был сделал изначально. Известно, что он перемещался в течении нескольких столетий пока не осел среди старых надгробий за пределами восточной части приходской церкви Святого Стефана. К счастью, теперь он нашёл свой дом внутри церкви, прямо напротив южной двери, и посетители могут сразу увидеть его при входе.

Камень прямоугольной формы, имеет высоту около 1 метра. Датировки разнятся от 8 до 10 веков, но наиболее распространённая дата — это где-то 8 век, самое начало эпохи викингов. Один из уникальных аспектов резьбы, состоит в том, что она продолжается поверх камня. Фигура Локи находится на поверхности, обращённой к зрителю, когда мы смотрим на камень, но резьба продолжается на вершине камня, как если бы вертикальная поверхность была недостаточно большой, чтобы передать все, что скульптор хотел показать. Стороны камня имеют простой переплетённый геометрический рисунок.

Церковь не имеет официального посвящения святому. Нет никаких фактических оснований ни ссылок на Святого Стефана, так же не имеют фактической поддержки слухи о предыдущем посвящении Святому Иоанну. Тем не менее, церковь часто называют «церковью Святого Стефана».

камень локи

Камень Локи. Общий вид

А вот что про камень Локи пишет сама церковь святого Стефана:

«Самый знаменитый резной камень в приходской церкви Киркби Стефана стоит у колонны, с которой вы сталкиваетесь, когда вы входите. Это так называемый камень Локи или связанный дьявол. Очевидно, это часть крестовой плиты. Интересно, что его ноги показаны в профиль. Его рот, глаза и нос врезаны в камне. V-образный разрез ниже подбородка может быть бородой или открытым вырезом его одежды. Изогнутые выступы, похожие на рога барана, выступают с обеих сторон его головы. Ремешок проходит через его талию и за ноги, а его запястья и икры связаны с этим ремешком кольцами.

Люди ломали голову над этим изображением, так как оно была обнаружено в основании алтаря во время перестройки церкви в 1847 году. Эксперты утверждают, что деформированные мужчины с большими плечами и висящими руками типичны для культуры викингов Нортумбрии и на острове Мэн. Говорят, что кольцевые крепления имеют долгую историю в скандинавском искусстве. Резьба, безусловно, викингов, датируется где-то между 900 и 1000 гг. Но кто эта рогатая фигура?

Есть предположение, что это вовсе не рога, а просто украшение (но если вы выйдете и посмотрите на ближайший купол Свалдейла, то увидите рога, очень похожие на рога на камне Локи).

Учитывая все эти неопределённости, мы в церкви Киркби придерживаемся теории, что фигура — это связанный дьявол, возможно, Локи. Может быть, на первоначальной могильной плите над ним была фигура Христа-Искупителя, верховного над злом. Если это так, то плита будет аналогией северного камня из Госфорта, где на плите изображена легенда о том, что Тор ловил сына Локи, Йормунганда, змея зла, окружившего Землю, и не сумевшего уничтожить чудовище — над ним на другой плите Агнец Божий топчет змея. Послание: где Древние Боги потерпели неудачу, Христос торжествует».

Ещё одно изображение камня Локи

Есть и второе изображение Локи. Это ещё более малоизвестный камень в небольшом музее в шотландской деревне Мейгл (Meigle). Мне не удалось найти про него практически никакой информации, но мы также можем наблюдать некие отростки из головы Локи.

Локи (?) на камне из Мейгл

камень из мейгл

Впервые увидев изображение камня Локи, я задался вопросом: «А что у него рядом с головой?».

Вот список предположений:

1. Это рога. Но ни в одном из древних текстов мы не находим упоминания, что Локи был рогат.
2. Это змеи. Возможно, таким образом автор хотел изобразить змею, нависающую над лицом Локи
3. Это часть кишок Нарви, которыми связан Локи.
4. Это часть одеяния Локи. И глядя на Локи я вспоминаю про шутовской колпак. Есть ли здесь связь?

Локи – одна из самых противоречивых фигур скандинавской мифологии. Не утихают споры о его отношениях и возможном родстве с Одином. Но в одном практически все солидарны. Локи – трикстер, джокер, шут.

Краткий обзор сюжетов, связанных с Локи, подтверждает, что Локи не демон огня, а комически-демоническая фигура (и комизм, и демонизм Локи исконные), отрицательный вариант культурного героя (положительный — Один) и мифологический плут-трикстер с отчётливой хтонически-шаманской окраской (присущей также и Одину). Участие в оживлении первых людей, изобретение рыболовной сети, добывание сокровищ для богов у цвергов — все это типичные деяния культурного героя, а «похищение» — типичная форма добывания культурных благ в архаической мифологии. Правда, речь здесь идёт не о первоначальном добывании, а о перераспределении каких-то ценностей, похищении их у великанов для богов и обратно, циркуляции этих ценностей между различными мирами. В этой посреднической роли Локи, так же как в его способности превращаться в рыб, птиц, насекомых, ластоногих, изменять свой пол, сказываются шаманские черты. Трюки, с помощью которых Локи достигает цели, и его шутовские проделки и переодевания специфичны для трикстера. Локи — отец хтонических чудовищ, в том числе хозяйки подземного царства мёртвых, виновник и одновременно «козел отпущения» в ритуальном убийстве Бальдра, участник борьбы с богами в Рагнарёк. Локи — двойник Одина в космологических и этиологических мифах и его антипод в эсхатологических. Если же учесть хтонические и шаманские черты Одина, а также вероятность гипотезы о том, что именно он тайный виновник жертвоприношения Бальдра, то можно допустить тесную генетическую близость Локи к Одину.

Судьба, в которую влюблён,
Даёт мне право
Смеяться даже над королём!

Король и Шут. Гимн шута

Какой образ рождается у вас в голове при слове шут? Скорее всего это будет человек в ярком одеянии с колпаком на голове. Возможно, такой:

Обложка альбома группы Алиса – Чёрная метка

черная метка

Обложка альбома группы Король и шут – Как в старой сказке

как в старой сказке

А возможно такой:

Станчик, Ян Матейко, 1862

Чтобы прояснить, что же это за материя такая — шут, воспользуемся карточной колодой. В любой колоде должен быть джокер, изображение которого весьма напоминает шута, не так ли? Отличительные символы шута — скипетр и колпак с бубенчиками — есть и на карте с джокером. Джокер всегда в игре. При этом в иерархии колоды он не имеет порядкового номера, просчитать его невозможно. Игра теряет всякую логику, когда появляется эта карта. Нельзя быть уверенным до конца в исходе игры, пока не сброшен джокер. Так и шут постоянно нарушал ритм жизни двора своим присутствием.

Как получилось, что символами шута стали скипетр и колпак с бубенчиками?

Существенной составной частью костюма в Европе были башлык, колпак или чепец. Эти головные уборы носили все — и простые крестьяне, и знать, и короли. Но в конце XIII века колпак уже вышел из моды и был скорее насмешкой, признаком, по которому шута отличали от прочих граждан. Три длинных конца колпака символизируют ослиные уши и хвост — атрибуты карнавальных костюмов во время римских Сатурналий и «ослиных процессий» раннего средневековья.

Жезл или скипетр шута — некое подобие королевского скипетра. Шут показывал высоту своего положения, особые отношения, которые связывают его с господином. Во французском языке скипетр шута обозначается словечком «marotte», что буквально означает «каприз», «причуда». Одежда шута, как правило, шилась из зелёных и жёлтых тканей. Эти цвета символизировали слабоумие, сумасшествие. Колпак шута, а иногда и скипетр, да и весь костюм обязательно украшались бубенчиками. Это символ дисгармонии окружающего мира. Ещё один атрибут шутовского костюма — трещотка. В стародавние времена с помощью таких трещоток население оповещали о надвигающихся болезнях, эпидемиях. Шут был символическим близнецом короля. Ему позволялось больше, чем кому-либо, под видом шутки он мог говорить о том, что другим было не дозволено.
Как тут не вспомнить:

Локи сказал:

«Один, когда-то —
помнишь ли? — кровь
мы смешали с тобою, —
сказал ты, что пива
пить не начнёшь,
если мне не нальют».

Перебранка Локи, Перевод А.И. Корсуна

Согласно господствовавшему тогда мировоззрению, сумасшедшие или юродивые, обладали даром предсказания, а значит, могли заглянуть в будущее. Считалось, что они особо отмечены Богом. К таким людям относились со смешанным чувством страха и уважения, полагая, что они способны к колдовству. Церковь объясняла, что всякая власть от Бога, а значит монарха, властителя тоже полагают посланцем Господа. Поэтому между юродивыми и властями предержащими должна была существовать некая тайная связь.

Эта божественная связь с правителем отличала юродивого от прочих придворных. В противовес всему остальному окружению монархической особы шут был наделён правом говорить, что хочет и когда хочет, ибо его устами глаголил сам Господь Бог. В Европе мода на шутов появилась во времена крестовых походов. Уже в XIII веке придворные шуты были почти при всех европейских дворах. В 1316 году король Франции Филипп V платил своему шуту жалованье из государственной казны. Шутовство было возведено в ранг государственного института. Столетием позднее каждый уважающий себя дворянин имел в своём окружении одного или даже нескольких шутов. Впрочем, мистическая составляющая личности шута канула в Лету. Придворными шутами становились не юродивые; их выбирали среди бродячих артистов, фокусников, музыкантов.

Шутовство распространилось повсеместно. В городах появились целые артели профессиональных шутов. Шут по определению дерзок и непослушен, груб и одновременно остроумен. (типичный Локи) Ему все время приходилось отстаивать своё положение при дворе, так как правовых гарантий у него не было никаких. Расцвет шутовства наступил с подлинным укреплением европейских монархий, когда все дворы обзавелись своими резиденциями, государственным аппаратом. Вот тогда наши герои были официально наделены правами и заняли своё место в иерархии двора.

Поговорим о делах амурных. В то время браки по любви среди высшего сословия были крайне редкими. При королевских дворах это вообще исключалось. Женились и выходили замуж, руководствуясь стратегическими интересами: ради того, чтобы, например, укрепить род, преодолеть многолетнюю вражду, укрепить политический или военный союз… Каждый правитель скрывал свои планы относительно государственного устройства от собственной супруги. Он не имел права доверять ей до конца, так как всегда была вероятность того, что интересы родительской семьи окажутся для неё превыше интересов мужа. Доверять придворным тоже было нельзя. Эти могли предать ещё быстрее. Шуты, таким образом, оставались единственными в их окружении, у кого не было ни династических, ни карьерных, ни каких-либо иных интересов предавать своего хозяина. Детлеф Блюм. Тайна дворцового шута.

Безусловно, можно отчётливо проследить связь между шутами и Локи, но проследить связь между «рогами» Локи и шутовским колпаком вряд ли возможно. Тем не менее автор будет рад если данная работа послужит вдохновением для дальнейших исследований. Алексей Глазачев.

Понравилось вам - поделитесь! Пусть понравится другим!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *