Ритуальная оленья маска, возрастом 11 тысяч лет шепчет сказания о забытом мире

ритуальная маска

Оленьи черепа с вырезанными глазницами, созданные 11 000 лет назад, были обнаружены на археологическом объекте «Стар Карр Мезолитик» в восьми километрах к югу от Скарборо в Северном Йоркшире, Англия. Находки хорошо сохранились, поскольку озеро Фликстон, где были обнаружены черепа, было заполнено торфом, который, к счастью, сохранил органические материалы от окисления и гниения.

Три из 33 головных частей черепа оленя, а также инструменты, оружие и ювелирные изделия выставлены в настоящее время в галерее Ли Ка Шинг в Музее археологии и антропологии, Даунинг-Стрит, Кембридж. Выставка называется «История выживания – Доисторическая жизнь в Стар Карр». По словам куратора выставки, доктора Джоди Джой: «Это было время до сельского хозяйства, до керамики, до металлообработки – но люди, которые построили свои дома там, вернулись на то же место спустя сотни лет».

Один из трёх Мезолитических головных уборов из черепа оленя с новой выставки. (Музей археологии и антропологии)

маска оленя

11 000 лет назад температура окружающей среды повышалась, а Ледниковый период отступал, вызывая повышение уровня океана. Археологи обнаружили огромное количество охотничьих инструментов и оружия, включая 227 оленьих рогов, используемых для охоты и рыбалки, которые, как полагают, намного превосходят потребности небольшой общины. Развивая идею о том, что Стар Карр был не просто транзитным лагерем для кочевых охотников-собирателей-рыбаков, археологи, участвующие в археологическом проекте Стар Карр, нашли доказательства существования деревянных тротуаров и причалов, выходящих на озеро, которые являются самыми ранними известными примерами плотничества в Европе.

Ритуалы Охоты В Мезолите

Большинство археологов считают, что несельскохозяйственные предметы связаны с древними верованиями и шаманизмом, но кембриджские археологи, участвующие в Стар Карр высказали предположение, что головные уборы из черепов оленей могли быть предметами камуфляжа, которые носили во время охоты. Изображение 30 с лишним охотников, ползающих по лесу, одетых как олени, будоражит воображение. Доктор Джой сказал журналистам, что «часть рогов с черепов была удалена…интересно, был ли обманут олень?»

Чтобы лучше понять, почему древние люди создавали такие сложные ритуальные объекты мы должны принять другое мировоззрение и рассмотреть «анимизм». Представьте себе на мгновение реальность, в которой каждый материальный объект и явление обладает невидимой жизненной силой, где материальный и духовный миры — это просто разные части одного. В этом мире, свободном от донаучных рассуждений, наши предки проецировали концепции души, духа и чувств на папоротник и берёзу, свет и тени, гром, ветер, дождь и солнце. Всё в мире живое.

Рисунок Тунгусского шамана 17 века в рогатом головном уборе

тунгусский шаман

Чтобы повысить успех охоты и рыболовства, до и после охоты проводились соответствующие ритуалы. Ритуалы, направленные на фокусировку и объединение соответствующих природных элементов, появились ещё в доисторические времена, вероятно, когда мы впервые развили суеверное мышление. Ритуалы — это, в конце концов, усиленные и систематизированные старшие сестры таких понятий, как «поплевать через плечо», «постучать по дереву» и «посидеть на дорожку».

Чтобы получить представление об оригинальных верованиях, которые привели к созданию ритуальных инструментов, таких как древние маски, и достичь более глубокого понимания древних охотничьих ритуалов, археологи и антропологи часто изучают ритуалы современных охотников-собирателей. По данным исследования 2015 года, крестьяне-охотники на полуострове Юкатан в Мексике, в частности, охотники сообщества Икс-Пичил, по-прежнему проводят охотничьи ритуалы.

Мексиканские охотники считают, что они «получили доступ к дичи от богов и повелителей животных», и они воспринимают свои ритуалы как «возобновление божественного разрешения на охоту, чтобы продолжить получать дар добычи». По словам Руфино Чука, охотника из Икс-Пичил, выполняя ритуал Лооджил-Тсмун, «он узаконивает убийство животного». Структура ритуала была создана для «снятия социального, морального и эмоционального воздействия убийства, гарантируя, что охотник действует правильно до, во время и после охоты».

Можно сделать вывод, что охотничьи ритуалы коренятся в глубинах нашего подсознания, в глубоком убеждении, что человек не может жить без создания и поддержания связей между природными и сверхъестественными элементами природы и нашей судьбой. Сегодня все это воспринимается как понятие – «анимизм», и этот, часто игнорируемый сегодня, взгляд на мир был естественной программой с которым люди рождались и продолжают рождаться в наши дни. Это продолжалось сотни тысяч лет, прежде чем было раздавлено организованными религиями.

Головной убор из оленьих рогов коллекции Скарборо

рогатый головной убор

Стремительный сдвиг в культуре перенёс ритуал поклонения из глубочайших пещер в отшлифованные алтари в святых зданиях, и с каждым камнем церквей, вздымающихся к небу, сверхъестественные и духовные достижения древних народов забывались и хоронились всё глубже.
Учитывая все это, маски оленей, обнаруженные в Стар Карр, являются не только редкими и впечатляющими артефактами Мезолита, но и бесценными реликвиями из потерянной парадигмы в истории человечества, иконами забытого мировоззрения.

Верхнее изображение: один из трёх Мезолитических головных уборов из черепа оленя новой выставки Стар Карр в Музее археологии и антропологии.

PS. Послушайте песню группы «Тролль гнёт ель» – Забытые гимны оленей.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *