Шаманский бубен – инструмент перемещения между мирами
Бубен – важнейший инструмент всех шаманских практик. Для шамана он – живое существо, отражение не только мироустройства, но и самого шамана, его внутреннего мира и души. Более того, шаманский бубен – это транспортное средство, проводник между мирами в его мистических путешествиях.
Во время камлания шаман использует бубен как помощника в призыве духов, настраивается на путешествия в другие миры и возвращение обратно, вводит окружающих и самого себя в состояние транса. В своих практиках шаманы используют бубен не только как ездовое животное. Поскольку путешествия к духам в другие миры могут изобиловать различными неожиданностями и опасностями, бубен может являться, например, лодкой, а колотушка – веслом. Тогда своё путешествие шаман будет осуществлять по космической реке, направляя свою лодку к цели. Далеко не все духи, с которыми шаману приходится общаться в своих обрядах и путешествиях, имеют добрый нрав. В моменты встреч с такими сущностями шаманский бубен приходит на помощь в качестве доспехов, лука или щита. Поэтому многие металлические детали бубна, а также его подвески представляются в виде мечей, стрел или сабель.
Бубен и Мировое Древо
Шаманский бубен может быть рассмотрен и как частичка центра Вселенной. В некоторых шаманских инициациях, особенно если мы говорим об инициационном сне, будущих шаманов отправляли в путешествие в «Середину Мира», к месту Космического Древа. В таком образе бубен становится шаманским деревом, играя роль лестницы, по космическим ступеням которой шаман символически взбирается на Небо. Такая инициационная практика совершается также и для того, чтобы шаман, взобравшись по лестнице и добравшись до Космического Древа, смог испросить соизволения у Вселенной падения одной из священных ветвей дерева. Именно эту ветвь, если практика оказалась успешной, будущий шаман будет использовать в изготовлении обода для своего собственного «живого» бубна. Такой ритуал инициации очень гармонично вписывается в общую концепцию связи Неба и Земли при непосредственном участии Мирового Древа как Оси, которая находится в «Середине Мира».
В дальнейшем связь шаманского ритуального бубна с Вселенной будет поддерживаться также и через ту самую священную ветвь, из которой сделан обод бубна. Удары в него будут переносить шамана к Древу Мира, на которое он будет взбираться. Важным является также и выбор древесины в процессе изготовления. Выбор далеко не случаен. Он зависит исключительно от воли духов.
Священный ритуал выбора дерева и животного
Выбор дерева, из которого будет изготавливаться бубен в нашем мире – священный ритуал для каждого шамана. Перед тем, как «перст судьбы» укажет на нужное растение, шаман долгое время советуется с духами. Говорит с ними, обсуждает все детали, среди которых особое место занимает то, в какие путешествия шаман собирается отправиться, и какой именно бубен он хочет создать. Эти беседы могут быть результатом как одиночной, так и групповой медитации.
Отправляясь в лес, который ему указали духи, шаман долго ходит по нему, ища нужное дерево. Когда, наконец, он останавливается там, где ему подсказывают духи, он закрывает глаза и прислушивается. Стоит недвижимый и сосредоточенный. Ему предстоит важная процедура – разговор с духом дерева. В некоторых народах этот ритуал сопровождается особым жертвоприношением дереву.
Все эти ритуалы и сопровождающее их глубокое уважение к дереву очень точно характеризуют внутреннее отношение шамана к растению. В эти самые моменты дерево перестаёт быть обычным деревом и начинает являть собой образ Мирового Древа, Центра Вселенной.
Точно также скрупулёзно и с тонким пониманием сути дела подбиралось животное для того, чтобы стать «поющей» частью бубна. Перед охотой на выбранное животное шаман совершал специальный обряд омовения и ритуального воздержания как от пищи, так и от связей с женщиной.
Рога бубна, которые служат «резонаторами», имеют сакральное значение и делаются из того животного, из которого изготовлен сам шаманский бубен. Эти рога защищают шамана в его долгих и зачастую опасных путешествиях, а также придают «песни» бубна более насыщенное и многоголосое звучание.
Шкура для обтяжки и остальные части также тщательно подбираются при создании конкретного бубна. В разных народах процесс изготовления бубна и его обтяжки шкурой обладает своими традициями, поэтому форма бубнов имеет такое великое разнообразие. Зачастую мужской бубен изготавливается из шкуры самца животного, а женский – из шкуры самки. Используется при этом верхняя часть шкуры, так как именно она считается «чистой». Кто-то использует её сырой, состригая лишь шерсть, а кто-то выделывает ее до тонкой светлой кожи или коптит над костром.
Когда все материалы для изготовления тщательно выбраны и собраны, шаман приступает к непосредственному созданию бубна. Весь процесс происходит в измененном психическом и душевном состоянии, от начала и до самого окончания. Шаман всё время не перестаёт говорить с бубном, вдыхая в него жизнь.
У многих народов Сибири бубен изготавливался не самим шаманом, а его сородичами, а уже потом выдавался ему. При этом работа была раздельной. Часть её выполнялась женщинами, часть – мужчинами. Женщины при этом разделении труда отвечали за выделывание шкуры, обтяжку бубна, украшение бисером. Мужчины брали на себя изготовление деревянных и металлических частей, а также за традиционные рисунки на поверхности бубна.
Когда весь ритуал изготовления завершён, происходит ритуальное камлание, в процессе которого шаман просит духов принять бубен в качестве своего друга, спутника и предмета Силы. Он поёт песни духам о том, что обрёл друга и просит одобрить его работу.
Оживление бубна
Оживление бубна происходит в результате еще одного специального ритуала, в процессе которого шаман окропляет разные части бубна, и они начинают при его посредничестве рассказывать о своей ранней жизни. Так, обруч повествует о своём прошлом, о том, как он был деревом и рос в лесу, как его срубили и принесли в хижину. После обруча приходит очередь окропленной кожи, которая воспевает голосом шамана то время, когда она была животным, какие у него были родители, как оно родилось, как бегало по бескрайним просторам леса до того священного момента, когда было убито охотником. Свой рассказ животное заканчивает заверением духов в том, что будет оказывать любую помощь и поддержку шаману.
В течение жизни шаман мог обладать не одним бубном. Редко, когда обладание несколькими бубнами происходило одновременно. Если такое случалось, то для этого должен был быть особый случай. Например, создание дополнительного бубна происходило для специального камлания. В таком случае второй бубен уничтожался сразу после проведения ритуала.
Еще один вариант «обладания» мог быть в момент изготовления бубна для своего ученика. Тогда шаман прикасался к «чужому» бубну в процессе его создания, и его руки «знало» два бубна одновременно. После завершения бубна для своего преемника, шаман-учитель более не касался его, и бубен всецело переходил к своему новому другу.
Зачастую шаман на протяжении всей своей жизни обладает не более чем девятью бубнами. Что интересно, это сакральное число присутствует в представлении большинства северных народов относительно мироустройства. Так, например, скандинавское Древо Мира Иггдрасиль связывает девять миров. Когда рвётся последний, девятый, бубен, это означает, что подошёл срок и самого шамана. Его жизнь логическим образом завершилась. Настал тот самый момент, когда шаману следует покинуть этот мир. При этом никто не имеет права покуситься на его жизнь в этот самый священный момент. Он уходит сам, без насилия. Естественным образом. Его место займёт преемник, который в своё время также будет должен уйти, освободив место следующему избранному. Возможно, он также уйдёт из этого мира именно с 9-м бубном.