Горловое пение викингов

Алексей Глазачев и Анастасия Елисеева https://vk.com/eee_liseeva

горловое пение викингов

«Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом – явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом». Владимир Иванович Даль.

Хоомей – это название горлового пения у монголов и тувинцев. Хоомей переводится с монгольского языка как гул, гудение. Это особый тип пения, при котором исполнитель извлекает из себя сразу два звука одновременно: сверхнизкий (бас) и сверхвысокий (свист). Бас является опорным, и его высота, как правило, постоянна; свист же образует мелодию, высота которой изменяется по желанию певца. Пение в этом стиле создает впечатление ветра, кружащегося среди скал.

Комментарий вокального настройщика, Анастасии Елисеевой:

С биоакустической точки зрения горловое пение строится на явлениях резонанса. Сверхвысокий звук, выводящий мелодию, является гармоническими обертонами опорного, низкого звука. Иными словами, изначально свист уже есть внутри баса. Но его не было бы слышно, если бы его частоты не улавливались и не усиливались особым образом организованными полостями внутри голосового аппарата. Также, чтобы исходная громкость обертонов была достаточной, басовый звук тоже должен быть громким и насыщенным. Для этой цели задействуют не только голосовые связки, как в обычном пении, но и т.н. ложные связки (они же вестибулярные складки). Задача певца хоомей, таким образом, – научиться издавать мощный басовый звук на нужной частоте и одновременно ставить гортань так, чтобы высокие обертоны этого звука усиливались в создаваемых для этого резонаторах.

Никто не знает, где и когда появилось горловое пение, но известно, что ещё за 200 лет до н.э. чиновники китайской династии Хань писали, что северные варвары поклоняются волкам и при нападении издают страшные ревущие звуки, пугающие врагов. Но на самом деле история этого пения ещё более интересная. Исследователи полагают, что оно возникло в те времена, когда у людей ещё даже не было речи. Схема, по которой все происходило, примерно, следующая: сперва хрип и свист, затем голосо-свист, наконец – речь. Возможно, именно поэтому горловое пение производит такое завораживающее впечатление. При его звуках мы сталкиваемся с чем-то очень древним, тем, что сидит в нас в самых-самых глубинных пластах психики, детством человечества.

Комментарий вокального настройщика:

В действительности, любые певческие звуки имеют природу гораздо более древнюю, чем речь. Существует термин «голосовые сигналы доречевой коммуникации» (ГСДК) – это звуки, которыми общаются в природе животные: урчание, крик, вой, визг и т.д. И ровно этими же звуками выражают свои эмоции и состояния человеческие дети, до того как научатся говорить. Это звуки громкие, яркие, продленные (в отличие от отрывистых звуков речи). И всегда – эмоционально насыщенные. Так как их основная природная функция связана с выживанием либо биологического вида (в первую очередь, это звуки, которые издают животные во время гона, – по их тембру и силе самки понимают, кто из самцов является лучшим кандидатом для воспроизводства здорового и крепкого потомства), либо индивида (например, крик новорожденного детеныша, служащий напоминанием для матери о необходимости покормить и согреть). Однако и пение взрослых людей есть ни что иное, как те же самые ГСДК – только немного видоизмененные, в большей или меньшей степени, в зависимости от эстетической традиции пения. В опере и на рок-сцене, например, ГСДК «крик» будет звучать по-разному – но биологическая природа его одинакова. Это все тот же продленный и эмоционально окрашенный звук. Поэтому, слыша его, человек откликается не только разумом, но всем своим эволюционно древним существом.

Одно можно сказать наверняка – горловое пение возникло из подражания звукам природы, щебету птиц, рыку зверей. Его основу составляли гласные звуки, щелчки языком и горлом, хрипение и свист. По характеру того или иного звука окружающим было понятно, о каком животном или явлении природы идет речь, он заменял, а позже дополнял слова рассказчика. Очевидно, что звукоподражание птицам и зверям активно использовалось и в шаманских обрядах как оригинальная техника вхождения в измененное состояние сознание или, попросту, транс. Уже позднее, с появлением речи, горловое пение частично или полностью утратило функцию передачи информации между людьми (осталось в виде боевого клича, пугающего врагов), но сохранило функцию общения с животными, на охоте (приманивание зверя) и при выпасе стад (загон скота домой) и приручении животных.

Необходимо отметить, что горловое пение не является уникальным явлением, присущим только Туве и Монголии. Оно есть у алтайцев, хакасов, якутов, чукчей, коряков, используется в Тибете для речитатива буддистских канонов, присутствует в культуре южноафриканского народа коса. В Канаде горловое пение исполняется инуитами.

В европейской культуре есть свои самобытные техники, не относящиеся в полной мере к горловому пению, но также подражающие звукам животных и использующиеся для «разговора с миром», например, для загона домой животных с выпаса или для общения пастухов друг с другом на больших расстояниях. В первую очередь, это знаменитый тирольский йодль. А несколько лет назад шведская блогерша Йонна Йинтон заполонила социальные сети своим видео, где она исполняет древнее шведское песнопение-клич своих коров, кюльнинг. В культуре коренных народов приполярных регионов Северной Европы, у саамов, известен Йойк (саам. Joik).

Комментарий вокального настройщика:

Основной изобразительный прием в йодле – быстрое чередование так называемых грудного и фальцетного режимов работы гортани, то есть переход между механизмами крика и воя. В случае, если этот переход исполняется на одинаковой, неослабевающей силе звука, можно слышать характерный «щелчок», звук переключения режимов, который и является главной особенностью йодля.

В старушке Европе ближе всего к горловому пению относится Канто-а-теноре, полифоническое пение пастухов острова Сардиния, включенное в 2006 году в список Всемирного нематериального наследия Юнеско.

Комментарий вокального настройщика:

В этой технике пения, как и в тувинском хоомей, мы слышим звуки, подобранные друг к другу по принципу гармонических обертонов. Но пение исполняется не одним человеком, а несколькими – кто-то держит опорный басовый звук, а кто-то пропевает остальные характерным для данной традиции резким высоким голосом.

В современной скандинавской музыке примеры горлового пения можно встретить у группы Wardruna в таких песнях как Hagal, Bjarkan и Thurs, у группы Heilung, песни Alfadhirhaiti, Hakkerskaldyr, исполнительны Eivør Pálsdóttir, песня Trøllabundin.

Но простите, спросите вы нас. А есть ли доказательства, что горловое пение было у древних викингов?

Да, и тому есть свидетельства арабского путешественника еврейского происхождения Ибрагима ибн Якуба из Аль-Андалуса (современная Испания). Примерно в 965 г н.э. в составе посольства он посетил Западную и Северную Европу. В частности, он побывал в одном из крупнейших торговых поселений викингов – Хедебю (рядом с современным Шлезвигом). Непосредственно сами дневники ибн Якуба Х века до нас не дошли, но сохранилась более поздняя рукопись XIII века под названием «Достопамятности стран и сообщения о рабах Аллаха», которую составил арабский учёный Абу Яхья Закария ибн Мухаммад аль-Казвини.

Ноэл Браушер (Noel Braucher) в своей работе «Throat Singing in Old Norse Culture?» (Горловое пение в культуре Старого Севера?) пишет, что изучил оцифрованную версию оригинальной вышеупомянутой рукописи. В ней ибн Якуб пишет следующее:

Браушер переводит эту фразу следующим образом:

«I have not heard an uglier singing than Shalshaweeq people. It is a humming coming from their throats that’s worse than dogs barking».

«Я не слышал более уродливого пения, чем у жителей Шлезвига. Это гудение, исходящее из их глоток, хуже собачьего лая» (перевод мой).

Вспомним, что хоомей, горловое пение, переводится с монгольского как гудение.

Далее Браушер пишет:

«Кроме того, ибн Якуб особо отмечает сильную религиозность общины Шлезвига в своем отчёте непосредственно перед описанием их пения. Это может служить подтверждением того, что скандинавское горловое пение, вероятно, использовалось для религиозных или ритуальных целей:

«Они отмечают праздник, на который все собираются вместе, чтобы почтить своего Бога, поесть и выпить. Когда человек убивает жертвенное животное, будь то бык, баран, коза или свинья, он вешает его на шест перед своим домом, чтобы люди знали, что за жертву он принес в честь Богов».

Этот рассказ был записан в Х веке, в эпоху, непосредственно предшествующую агрессивному обращению стран Северной Европы в христианство. Это было время, когда ещё были живы языческие верования, уходящие своими корнями на тысячи, если не десятки тысяч лет назад. Существует множество исследований, показывающих, что аспекты верований коренных народов, проявлявшие анимистические качества (например, подражание звукам животным через горловое пение), особенно яростно отрицались и запрещались новой верой, насаждаемой огнем и мечом. Таким образом, мы вполне обоснованно можем предположить, что викинги владели горловым пением и использовали его в своих ритуалах.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *