Окно в традиционную Саамскую культуру: Северный олень и мировоззрение

культура саамов

Саамы являются коренным народом с богатой культурой и историей. Они живут в Северной Европе уже тысячи лет. Область проживания Саамов, включает северные области Норвегии, Швеции, Финляндии и Кольского полуострова. Хотя их часто считают единым народом, между Саами уже давно существуют различия в моделях расселения и образе жизни.

Древнее происхождение народа Саами

Сложные петроглифы, включая мотивы зооморфов (часто лосей и оленей), лодок и антропоморфов, показывают, что предки Саами жили вдоль побережья Северного Ледовитого океана в Северной Норвегии свыше 10 000 лет назад. Свидетельства расселения этого народа были обнаружены по всему Северу.

Петроглифы (они же Халристингар), Вестманланд, Швеция

петроглифы

Две тысячи лет назад Саамы населяли территорию, которую мы сейчас называем Финляндией. Древнейшая документально подтвержденная информация о народе Саами датируется 98 годом н. э. Римский историк Тацит, называет их охотниками на фенни на Крайнем Севере. В 500 году китайские документы (вот бы узнать какие) показывают, что в районе современных Саамов проживал народ, который использовал оленей как источник мясных и молочных продуктов и транспортного средства. В следующий раз Саамы появились в письменных источниках в 555 году н. э. в трудах греческого историка Прокопия, который назвал Скандинавию – Туле, а её жителей скирдфиннами.

Происхождение слова «Саамы»

Народ Саами, также известен как Саамы и Самы. Ранее они были известны как Лапландцы. Как и во многих древних культурах, эти термины устарели. В современных скандинавских языках «Lapp» означает заплатку на одежде и, таким образом лапландцев можно грубо перевести на русский язык как «заплаточников», что согласитесь звучит так себе. Лапландец не является достаточно точным словом, поскольку есть люди, которые не являются Саами, но при этом живут в Лапландии, а также есть Саами, которые не проживают в этой области. Слово Саами, вероятно, имеет прото-финское происхождение и часто переводится просто как «земля».

Язык Саами содержит богатый словарь слов, связанных с природой и окружающей средой, с точными терминами, описывающими такие элементы, как земля, вода и снег. Сообщается, что у них также есть такие разнообразные и точные термины, связанные с описанием оленей, что в стаде из нескольких тысяч животных, только один будет соответствовать определенному описанию меха, рогов, пола и возраста.

Саамы и северный олень. Финмарк, Норвегия (1890-1900)

саамы и олени

Богатая и разнообразная лексика, касающаяся природы в целом и оленей в частности, свидетельствует о важности этих элементов в традиционной жизни Саами.

Взгляд на традиционное мировоззрение Саами

Традиционную религию Саами можно охарактеризовать как политеистическое язычество. Из-за обширности Саамов существуют различия как в религиозных, так и в нерелигиозных аспектах жизни. Древнейшие верования связаны с анимизмом и тесной связью с землей, как это изображено в наскальном искусстве предков.
Пантеизм и сильная духовность личности, связанные с повседневной жизнью, являются ключевыми элементами традиционной саамской духовности.

Как и во многие другие культуры, Саамы делят Вселенную на верхний, средний и нижний миры. Жертвоприношения и специальные ритуалы позволяют людям получить доступ к различным мирам.
В традиционной Саамской вере Верхний мир ассоциируется с Югом, теплом, жизнью и белым цветом. Это мир Солнца (женщины) и матери земли, фигуры Máttaráhkká.
Средний мир можно охарактеризовать как мир повседневной жизни Саами. Он состоит из людей и некоторых животных, таких как медведи. Цвет среднего мира красный.

Средний мир отделен от подземного рекой крови. Эта река пересекается в одном направлении душами умерших и в другом направлении душами вновь рожденных по мере их возвращения в мир живых. Подземный мир населен существами, которые ныряют, такими как выдры, гагары и тюлени. Он ассоциируется с Севером, холодными, бурлящими источниками, глубокими пещерами и чёрным цветом.

Шаман Саами, нойда, был посредником в общении между различными мирами. Использование бубнов, песнопения и священных предметов для входа в особое, трансовое состояние позволило передавать и принимать сообщения из других миров.
Шаманские бубны – это очень важные магические предметы, изображающие ключевые концепции верований Саами. Часто на бубне изображаются три мира. Иногда на бубен помещали образы трех женских божеств, дочерей Máttaráhkká. Сравните их с тремя пряхами, дочерьми Макоши, норнами. Известно, что шаманы лопарей считались самыми искусными и даже приглашались к двору Ивана IV, Грозного.

В описаниях сейда (колдовской практики) в скандинавской литературе нередко указывается, что это искусство перенято от «финских чародеев», под которыми, собственно, и подразумевались лапландские (саамские) шаманы. Во многих случаях «финским», т.е. саамским, колдунам приписывают те же способности, что и сейдконам. Утверждается, что финны могут превращаться в различных животных (зачастую — в морских млекопитающих или птиц), чтобы путешествовать в духе по чужим землям и вести там разведку («Сага о людях из Озерной Долины», глава XXIX). В число колдовских способностей этих «финских чародеев» часто входила магия стрельбы из лука: говорили, что колдун всегда стреляет без промаха, может выпускать по три стрелы за раз и владеет волшебными стрелами, которые сами возвращаются на тетиву, поразив цель. По-видимому, все эти поверья связаны с представлениями о «стрелах духов», широко распространенными в европейском фольклоре: считалось, что эльфы или другие сверхъестественные существа могут поражать людей и домашний скот волшебными стрелами с каменными наконечниками. В Скандинавии такие стрелы назывались «финскими» или «лапландскими» (finnskot, lappskot), и вера в них надолго пережила эпоху викингов. Известна строчка из средневековой молитвы скандинавских христиан: «For Nordenvind og Finskud bevar os milde Herre Gud» («От северного ветра и от финской стрелы избавь нас, добрый Господи Боже!») – источник.

Гравировка по меди, шаман нойда с бубном Meråker, Нур-Тренделаг (1767)

шаман нойда

Повседневная жизнь саамов

В прошлом Саамское общество состояло из сииды (семейных групп), живущих и совместно использующих природные ресурсы. Группу сиида возглавлял старейший человек в группе, независимо от пола. Лидер сиида контролировал все аспекты повседневной жизни – например, куда и когда группа будет кочевать, кто ловит рыбу в каком районе. Кроме того лидер представлял сиид на встречах с другими старейшинами, связанными общими проблемами.

Сиида кочевников Сами (1900-1920), Норвегия

саамы

Некоторые сииды в той или иной степени были кочевниками, в то время как другие жили в постоянных поселениях. Кочевые саамы часто были известными оленеводами, в то время как саамы, живущие в постоянных поселениях, часто обеспечивали себя рыболовством. Сегодня только саамы, занимающиеся оленеводством, живут в группах сиида в течение части года.

Взаимодействия и трудности с саамами

Рано или поздно мирный народ Саами вступил в контакт с другими культурами, что имело как позитивные, так и негативные последствия. Саамские истории упоминают Стало, скорее всего викинга, который со своей ОПГ (организованная преступная группировка) напал на них и ограбил. Однако Саамы также были искусны в охоте и рыболовстве, поэтому они начали торговать инструментами, одеждой и ювелирными изделиями.
Поскольку Саамы в прошлом в основном были кочевниками, их национальные поделки – дуоджи, как правило, было более функциональным, чем декоративным и делалось в основном из кости, кожи, дерева и рогов. Таким образом, торговля позволила им улучшать свои предметы народного творчества.

Традиционный пояс из бисера народа Саами, нож и пантовый игольчатый футляр, Норвегия

пояс саамов

К сожалению, грабежи были не единственной проблемой для народа Саами при общении с иностранцами. Начиная с 1500-х годов Саамы постоянно становились объектом законов и декретов, в которых они облагались налогами со стороны Руси и Норвегии и лишались своих земель и прав на охоту и рыболовство. Существовало даже понятие двоеданство, когда определенные племена платили двойной налог и русским и норвежцам. Интересно, что шаман Амабан-Лай из художественного произведения императрицы Екатерины II «Шаман Сибирский» также является двоеданцем.

Современная жизнь саамов

саамы в финляндии

Сегодня саамы являются национальным меньшинством в Финляндии, России, Швеции и Норвегии, но при этом национальным «большинством» в самых отдаленных частях Финнмарка в Норвегии и в муниципалитете Утсйоки в Финляндии. В общей сложности народ саамов насчитывает в наши дни около 100 000 человек.

В последнее время ученые разделили саамов на три общие группы, основанные главным образом на различиях в языке и географическом местоположении. Эти регионы: Север, Юг и Восток, были разделены на основе «Силы» их традиционной культуры, типа одежды и т.д. Таким образом было создано восемь подгрупп саамов.
Существует опасение, что глобализация приведет к упадку или в конечном итоге к утрате традиционного и богатого культурой народа саами как независимой культурной группы.

Вместе с тем саамский народ пережил сотни лет дискриминации и правовых проблем, а также изменения климата и продемонстрировал стойкость и решительность. К числу последних вопросов относится борьба саамов за право их оленей пересекать границу между Швецией и Норвегией.
С 1751 года действует Соглашение, разрешающее Саами продолжать трансграничное оленеводство. Однако Швеция неохотно подписывает обновление соглашения от 1972 года, которое будет более строго регулировать выпас скота через границу.
«Граница – это просто линия на бумаге, но олени используют эти земли с древних времен», – считает председатель шведской Ассоциации Саами Ниила Инга. «Нам действительно нужен договор, который регулировал бы это по обе стороны границы, учитывая, что норвежское государство сейчас заявляет, что будет предпринимать энергичные действия против так называемого “шведского” оленеводства».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *